Зонд «Вояджер-1» восстановил связь с Землей после временного сбоя
После короткого периода радиомолчания космический зонд «Вояджер-1» восстановил связь с Землей с помощью резервной системы, которая не работала с 1981 года. Он автоматически начал эту процедуру после того, как система защиты от сбоев отключила его основной радиопередатчик в целях экономии энергии. В настоящее время инженеры пытаются определить источник неисправности и надеются вскоре восстановить основную систему связи.
Запущенный в 1977 году «Вояджер-1» стал первым искусственным объектом, который приблизился к внешним границам Солнечной системы и прошел через гелиосферу — зону влияния солнечного ветра. Он достиг межзвездного пространства в 2012 году и сейчас находится на расстоянии 24 миллиардов километров от Земли, а его близнец, «Вояджер-2», достиг межзвездного пространства в 2018 году. Несмотря на преклонный возраст и пройденное расстояние, зонд продолжает передавать данные на Землю. Однако долгие годы, проведенные в космосе, сказываются на его приборах. «Их преклонный возраст привел к увеличению частоты и сложности технических проблем и новым вызовам для инженерной команды миссии», — объясняет НАСА в своем блоге.
Чтобы максимально сохранить работоспособность и компенсировать ослабление источников питания, НАСА, например, было вынуждено отключить 6 из 10 инструментов с 2020 года. В конце прошлого года зонд также столкнулся с серьезной технической проблемой с бортовым компьютером, из-за которой он не мог передавать последовательные данные. После нескольких месяцев расследования проблема была окончательно решена в апреле этого года.
18 октября специалисты НАСА обнаружили новую проблему со связью. Получив 16 октября команду активировать один из своих нагревателей, зонд на мгновение прервал связь и включил автоматическую систему защиты от сбоев, чтобы сэкономить энергию. «Хотя Вояджер-1 должен был иметь достаточно энергии для работы радиатора, команда задействовала систему защиты от сбоев», — объясняет НАСА.
Резервный радиопередатчик, не используемый с 1981 года
Для передачи команд на «Вояджер-1» НАСА использует сеть радиоантенн Deep Space Network (DSN). На каждую отправленную команду зонд обычно отвечает передачей технических данных, подтверждая командам на Земле, что команда получена. Этот путь занимает около двух дней, поскольку почти 23 часа уходит на то, чтобы команды дошли до зонда, и еще 23 часа — на то, чтобы его ответ достиг Земли.
По данным НАСА, перерыв в связи, по-видимому, был вызван отказом системы защиты зонда. Эта система позволяет экономить энергию, отключая второстепенные приборы при перегрузке источника питания. Для этого система защиты от сбоев снизила скорость передачи основного (X-диапазона) радиопередатчика зонда. «Этот режим требует меньше энергии от космического аппарата, но он также изменяет сигнал X-диапазона, который должна прослушивать Deep Space Network», — объясняют исследователи. Выполнив эту процедуру, команда смогла обнаружить сигнал позднее 18 октября, и связь на мгновение стабилизировалась.
Однако 19 октября связь была полностью прервана, когда передатчик X-диапазона был отключен. После этого зонд переключился на второй радиопередатчик S-диапазона — впервые с 1981 года — поскольку он потребляет гораздо меньше энергии. По мнению инженеров, это может быть связано с тем, что система защиты от сбоев была задействована в два раза чаще, чем ожидалось. И хотя эти сигналы были гораздо слабее, чем сигналы Х-диапазона, они все равно были обнаружены датчиками DSN.
Однако, несмотря на то, что зонд наконец-то восстановил связь с Землей с помощью второго передатчика, команда пока не хочет рисковать, пытаясь отправить инструкции в Х-диапазоне, поскольку это может привести к повторной активации системы защиты от сбоев. Поэтому 22 октября была отправлена инструкция в S-диапазоне, чтобы подтвердить, что передатчик работает правильно, и через два дня зонд прислал ответ.
В качестве следующего шага инженеры НАСА планируют выяснить, что могло активировать систему защиты от сбоев, чтобы восстановить радиосвязь в X-диапазоне. «Сейчас команда работает над сбором информации, которая поможет им понять, что произошло, и вернуть «Вояджер-1» к нормальной работе», — говорится в сообщении агентства. Вероятно, пройдет несколько дней или даже недель, прежде чем технические операторы смогут определить источник проблемы».