Биология

Шмели и шимпанзе также могут передавать друг другу навыки

Кумулятивную культуру можно определить как постоянное развитие наших представлений, знаний и технологий на протяжении многих поколений. Считается, что это привело к расширению человечества и его господству над миром. Долгое время считалось, что способность передавать знания и навыки принадлежит только людям. Однако чем дальше продвигаются исследования, тем больше природа доказывает, что мы ошибаемся. Эксперименты показали, что благодаря социальному обучению, и в частности наблюдению за своими сверстниками, некоторые люди могут легко приобретать новые навыки. Опубликованные в среду, 6 марта, два исследования, посвященные шмелям — первым известным насекомым, умеющим играть, — и шимпанзе, в очередной раз доказывают, что мы ошибаемся.

Эти исследования показывают, что у этих животных развились настолько сложные навыки, что им просто невозможно было бы добиться успеха, если бы их не передали сверстники.

Случай со шмелями

Для этого эксперимента, о котором сообщается в журнале Nature, исследователям сначала пришлось обучить шмелей (Bombus terrestris) выполнять сложную задачу. Это позволило бы проверить их способность передавать свои знания сородичам. Чтобы пройти двухэтапную головоломку, шмели должны были нажать на синюю, а затем на красную закладку, чтобы получить доступ к сладкой награде.

Соавтор исследования Элис Бриджес из Лондонского университета королевы Марии объясняет: “Это очень сложная задача для шмелей, потому что на первом этапе мы просим их научиться чему-то, не получая взамен ничего“. В результате многие насекомые сдавались после первого этапа. Чтобы адаптироваться, исследователям пришлось предлагать раствор сахарозы после первого этапа и постепенно убирать его по мере того, как шмели лучше понимали суть упражнения.

Диаграмма, показывающая принцип эксперимента.

На втором этапе обученных шмелей объединили в пары со шмелями-новичками. Последние могли наблюдать за тем, как их товарищи выполняют задание, прежде чем решиться самим. Пять из пятнадцати новых шмелей смогли решить головоломку напрямую, не нуждаясь в вознаграждении на первом этапе. После первого успеха ученый и ее коллеги ликовали: “Мы были так удивлены. Мы все сошли с ума”.

Энтузиазм разделяет и Алекс Торнтон, профессор когнитивной эволюции из Эксетерского университета, который не принимал участия в исследовании. Хотя он признает, что количество шмелей, участвовавших в исследовании, было меньше, он говорит, что результаты очень наглядны и убедительны: “Задача была исключительно сложной для самостоятельного обучения. Однако некоторым шмелям удалось решить ее благодаря социальному обучению”.

Результаты исследования шмелей открывают путь к захватывающим перспективам

По словам авторов исследования, это самая первая демонстрация кумулятивной культуры у беспозвоночных. Это исследование открывает путь к совершенно новому пониманию возникновения и эволюции кумулятивной культуры в животном царстве, особенно у насекомых, которые часто считаются существами низкой сложности.

Как отмечает профессор Ларс Читтка, коллега Элис Бриджес по университету, который проводил исследование вместе с ней: “Это ставит под сомнение традиционное мнение о том, что только люди могут научиться сложному поведению, выходящему за рамки индивидуального обучения. Возникает вероятность того, что многие из самых выдающихся достижений социальных насекомых, таких как архитектура гнезд у пчел и ос […], могли первоначально распространиться путем копирования умных новаторов еще до того, как они стали частью репертуара поведения, характерного для этих видов”.

Пример шимпанзе

Вот так выглядела коробка, использованная для эксперимента.

Исследование, опубликованное другой командой в журнале Nature-Human Behaviour, посвящено шимпанзе, которые являются одними из наших ближайших живых кузенов. Для этой работы отряду полудиких шимпанзе из приюта Chimfunshi Wildlife Orphanage в Замбии предстояло решить несколько более сложную головоломку, чем та, что предназначена для шмелей. В ней нужно было достать деревянный шарик, задвинуть ящик, чтобы он был открыт, и просунуть шарик внутрь через маленькое отверстие, чтобы выпустить награду (арахис).

В течение трех месяцев 66 шимпанзе безуспешно пытались найти решение. Тогда ученые решили показать двум из них, как можно успешно достать арахис. Спустя всего два месяца еще четырнадцать шимпанзе смогли освободить еду без помощи исследователей, которые показали им, как это сделать. Более того, чем больше эти приматы наблюдали за тем, как это делают другие, тем легче и быстрее им удавалось решить головоломку.

Для Элис Д. Бриджес, эти исследования могут лишь “опровергнуть идею о том, что кумулятивная культура — это чрезвычайно сложная и редкая способность, которой обладают только по-настоящему “разумные” виды, такие как люди”. Алекс Торнтон добавляет, что это последнее исследование еще раз показывает, что “люди имеют привычку переоценивать свои способности по сравнению с другими животными”.

Back to top button