Космос

Анализ четвертого запуска Starship

Компания SpaceX успешно вывела в космос очередную ракету-носитель Starship, получив новые важные данные о работе самой большой и мощной ракеты-носителя, когда-либо созданной человечеством. Старт состоялся с базы Starbase, штат Техас, в 15:50 6 июня. Хотя полет не был идеальным, SpaceX все же удалось достичь своих целей как с Booster 11, так и с Ship 29.

На разных этапах полета возникло несколько проблем: от потери двух двигателей Super Heavy до поломки одного из крыльев Starship во время входа в атмосферу. Однако для SpaceX это был полный успех, поскольку они смогли получить необходимые данные для разработки и усовершенствования будущих прототипов.

Более того, благодаря завершению всех этапов полета Федеральному управлению гражданской авиации не придется проводить никаких расследований для следующего запуска. Это позволит SpaceX гораздо быстрее получать новые разрешения на запуск.

Почти идеальный полет Booster 11

Booster 11 успешно вывела Ship 29 в космос, несмотря на то, что в полете участвовало на один «Раптор» меньше. Не успев оторваться от земли, один из 33 двигателей внешнего кольца отключился через четыре секунды после взлета. Несмотря на это, оставшиеся 32 раптора обеспечили достаточную тягу для продолжения миссии и привели Starship к точке разделения с Ship 29.

Через 2 минуты 45 секунд после старта начался горячий старт: 29 рапторов Booster 11 были отключены, а шесть двигателей второй ступени зажжены. Сразу после отделения сверхтяжелая ракета снова запустила свои рапторы, используя 13 из них для изменения курса и возвращения в Мексиканский залив. Затем она выключила свои двигатели примерно через четыре минуты после вылета.

Спустя чуть более четырех минут полета Booster 11 освободила кольцо с пробоиной, чтобы выполнить манёвр отделения. Как заявили в SpaceX, это было сделано для облегчения Super Heavy, поскольку масса одного только кольца составляет около 9 тонн. Будущие версии ракеты-носителя будут иметь более легкое кольцо, что позволит избежать необходимости его отстыковки.

Чтобы начать замедлять свой спуск, Booster 11 снова должна была запустить свои «Рапторы». И снова прототип не смог использовать все 13 двигателей, как должен был, так как один раптор не запустился.

Остальные двигатели и решетчатое оперение смогли компенсировать это, и Booster 11 успешно упал. Незадолго до касания поверхности моря были замечены части двигателя, отлетевшие от места нахождения.

Сумасшедший вход Ship 29 в атмосферу

Как с самого начала заявила SpaceX, главная цель этого запуска была только одна: преодолеть момент максимального нагрева Ship 29 во время входа в атмосферу. Это было достигнуто, хотя и с некоторыми трудностями. Данные, полученные во время входа в атмосферу, позволят SpaceX продолжить разработку и совершенствование теплозащитного экрана Starship.

Чтобы получить данные о различных условиях эксплуатации, компания намеренно удалила две плитки в основании Ship 29. Это позволило получить данные о поведении основной конструкции. Кроме того, они установили гораздо более тонкую плитку, чтобы проверить ее изоляционные способности.

Вхождение в атмосферу началось примерно через 45 минут после взлета, когда Ship 29 двигался со скоростью более 26 000 км/ч на высоте около 107 км. Из-за трения с атмосферой тепло на поверхностях также увеличивалось по мере движения Starship.

Однако примерно через 57 минут полета плазме удалось проникнуть внутрь шарнира одного из верхних крыльев Ship 29. Продолжая падение, плазма разрушила часть конструкции крыла, расплавив несколько компонентов. Несмотря на это, Starship все еще мог двигаться и, таким образом, смог совершить контролируемый спуск.

Из первых данных следует, что Ship 29 запустил свои рапторы, чтобы занять вертикальное положение, имитируя посадку. На данный момент мы не знаем, получили ли остальные три крыла аналогичные повреждения шарниров. Инженеры обязательно обратят на это внимание в будущих полетах.

Следующий полет и соображения

Четвертый полет Starship был, безусловно, впечатляющим, и, прежде всего, с большим прогрессом по сравнению с предыдущими. Именно в этом и заключается его особенность – в прогрессе. Несмотря на короткий промежуток времени между полетами, который составил 112 дней между вторым и третьим и 84 дня между третьим и четвертым, был достигнут значительный прогресс.

Как уже говорилось, SpaceX может в ближайшее время получить разрешения на пятый полет, в котором будут использоваться Ship 30 и Super Heavy booster 30. Маск написал на сайте X вскоре после запуска, сообщив, что одной из целей пятого полета будет восстановление ракеты-носителя с помощью Mechazilla.

Back to top button